Кросс-модуль в электрощите: для чего нужен, как подключить

Кросс-модуль представляет собой изолированную группу шин, заключённых в пластиковый блок. Это устройство ставят в щиток для соединения вводного кабеля с отходящими линиями и обеспечения коммутации нескольких участков – например, в ситуации, когда один вход питает несколько линий. Почти все модели оснащены откидывающимся крышками, часто прозрачными – они нужны для защиты проводов от попадания грязи и посторонних предметов. Также сквозь прозрачный пластик хорошо просматривается состояние контактных групп.

Применение и виды

Как уже упоминалось, основная цель кросс-модуля- обеспечить слаженную работу нескольких участков цепи. Также есть модели, обеспечивающие кросспостинг на витой паре или оптоволокне.

Модули разного назначения различаются по конструкции. Так в электромонтажных работах встречаются модели трёх типов:

  1. Для нулевой шины (PEN).
  2. Фазного (L).
  3. Комбинированного (L+ PEN).

Устройство первых двух типов самое простое: в пластиковый корпус заключают медную шину, к ней привинчивают провода, а крепления отгораживают пластиковыми же перегородками.

Фазные модели устроены примерно так же, отличие состоит в токовой нагрузке, которая у фазных заметно выше. Именно поэтому для их корпусов и перегородок идёт только самый прочный, огнестойкий пластик с функцией самозатухания.

Модули комбинированного типа позволяют коммутировать ноль и фазу. Соответственно, в их конструкцию входят оба предыдущих типа, заключённые в общий корпус. Комбинированная модель станет оптимальным решением, если речь идёт о коммутации большого количества участков.

Плюсы кросс-модулей

Задачи и преимущества кросс-модуля не сводятся к одной лишь слаженной работе разветвленной цепи. Он позволяет:

  • Сократить и упростить монтаж – для этого нужно просто повесить устройство на специальное крепление, входящее в его конструкцию.
  • Надёжно и грамотно соединить провода без риска возникновения возгорания или короткого замыкания.
  • Облегчить обслуживание оборудования. Для отключения участка монтёр просто ослабляет крепление и отсоединяет один из проводников.
  • Использовать проводники с меньшим сечением из-за более низкого тока в выходных линиях.
  • Безопасно варьировать разводку фаз.

Несмотря на видимую простоту, монтаж кросс – модуля подразумевает строгое соблюдение норм безопасности для сохранения правильной формы проводов и удержания в клеммах. Именно поэтому задачу стоит перепоручить квалифицированному электрику. Также нужно соблюдать момент затяжки винтов (он записан в паспорте модели). Многожильные провода, если щит собирают с их помощью, должны иметь оконцовку.
Кросс-модуль в электрощите: для чего нужен, как подключить

Основные критерии выбора

При заказе кросс- модуля основное внимание направляют на ряд принципиальных факторов, определяющих будущую работу сети:

  • Число полюсов. Их может быть 1, 2 или 4. По нему судят о допустимости применения устройства в конкретной сети. Для бытовых, двухсотдвадцативольтовых обычно берут однополюсные модели, многополосные – на сети в 380 V.
  • Номинальный ток. То есть, на какой тип проводов ставить устройство, фразу или ноль. Самые распространенные модели – комбинированные, позволяющие соединять нейтрали, фазу, рабочие проводники.
  • Число подключений. Оно зависит от количества потребителей сети.
  • Принцип крепления. Это может быть монтажная панель или DIN- рейка. Если у выбранной модели второй тип, обязательно уточняют размер распределительного блока, на какое количество модулей он рассчитан. Стоит записать габариты соединяемого оборудования, количество проводов, их сечение.

Если предстоит ставить новый кросс – модуль на три фазы, нужно взять модель с большим количеством отверстий. Например, вариант на 4 шины по 15 отверстий в каждой. Четыре шины распределяют между фазами и рабочим нулём, в конце крепят землю – отдельный специально маркированный провод.

Большее количество отверстий необходимо для будущего расширения сети – например, хозяин решит поставить котёл, слаботочную линию.

Маркировка

Стоит также изучить маркировку. Большинство кроссов маркируют двумя цифрами: входящие и исходящие линии. У трёхфазных модулей сочетание цифр начинается с 4, если первая 2 – это однофазный вариант. Одна шина на нейтраль, остальные будут передавать мощность. Можно увидеть это на конкретном примере. Если на крышке стоит 4х7, это значит, что у блока есть 4 независимо изолированных шины, каждая из которых рассчитана на подсоединение 7 проводов. Напряжение, номинальный ток, полюса, сечение – всё это у большинства моделей указано на крышке. Монтёр сразу определяет параметры модели и совместимость с сетью, не вскрывая модуль.

Корректность присоединения отходящих линий и качество работы модуля можно определить по сопротивлению. Между входящим и исходящим проводами на одной шине оно стремится к нулю, у разных шин – к бесконечности.